Пришли ответы по кампании «Помогите сохранить наши леса!»

Дата публікацыі: 22.10.2015

Ответ Администрации Президента Республики Беларусь

09.10.2015г. №  15/5-2528

Ваше электронное обращение, поступившее в Администрацию Президента Республики Беларусь, направлено  Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь  с поручением сообщить Вам о результатах рассмотрения.

Заместитель начальника главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц                  К.Г.Поболь

 

Ответ Палаты представителей Республики Беларусь

О проекте Лесного кодекса

Уважаемый                                          !

Ваше обращение на имя Главы Администрации Президента Республики Беларусь Косинца А.Н. по новой редакции проекта Лесного кодекса Республики Беларусь в соответствии с письмом № 15/5-2528 от 09.10.2015 г., поступившим из Администрации Президента Республики Беларусь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, рассмотрено в Постоянной комиссий Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы.

По существу обращения сообщаем, что новая редакция проекта Лесного кодекса Республики Беларусь подготовлена Постоянной комиссией совместно со специалистами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Подготовленный законопроект прошел предусмотренную законодательством процедуру согласования со всеми заинтересованными государственными органами и организациями. Положения проекта Лесного кодекса позволяют создать условия для сохранения и увеличения лесных ресурсов, усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов.

В результате целенаправленной работы по воспроизводству лесов и лесовыращиванию в Республике Беларусь достигнута положительная динамика лесного фонда. Так за последние 20 лет улучшились основные количественные и качественные показатели лесов:

лесопокрытая площадь увеличилась с 7371,7 до 8672,1 тыс. га или на 832,5 тыс. га (11,3%);

лесистости территории республики достигла 39,5% (увеличилась на 4,0 процентных пункта);

общий запас древесины на корню увеличился на 621,1 млн.куб.м (56,8%) и составил 1714,3 млн.куб.м (в т.ч. в спелых и перестойных насаждениях — на 188,5 млн.куб.м (253%) и составил 263,0 млн.куб.м);

ежегодно прирастает расчетная лесосека по рубкам главного пользования и по состоянию на начало 2015 года она увеличилась в 2 раза, достигнув 11,3 млн.куб.м. При этом, использование расчетной лесосеки составляет около 80 — 85%;

запас на 1 га покрытых лесом земель возрос на 61 куб.м и составил 209 куб.м на 1 га; запас спелых и перестойных насаждений возрос на 43 куб.м и достиг 256 куб.м на 1 га;

средний возраст насаждений увеличился с 44 до 54 лет.

Динамика изменений, произошедших в лесном фонде Республики Беларусь отражена в следующей таблице.

 

Наименование показателя Ед.изм. 1994 2010 2013 2015  
1. Общая площадь земель лесного фонда тыс.га 8676,1 8053,8 8103,1 9499,5  
1.1. Лесные земли тыс.га 7775,9 — 7401,2 7459,2 8672,1  
% 89,6 . 91,9 92 91,3  
1.2. Покрытые лесом земли — всего тыс.га 7371,7 6933,7 7035,2 8204,2  
% 85 86,1 86,8 86,4  j  
1.3. спелые и перестойные тыс.га 350,1 669 772,6 1026,2  
% 4,7 9,6 И . 12,5  
2. Лесистость % 35,5 38,5 39.1 39,5  
3. Леса I группы тыс.га 3637 3838,5 3917,1 4947.7  
% 41,9 47,7 48,3 52,1  
4. Общий запас насаждений — всего млн.м3 1093,2 1360,1 1450,8 1714,3  
4.1. Спелые и перестойные МЛН.М3 74,5 163,5 194,9 . 263  
% 6,8 12 13,4 15,3  
5. Общее среднее изменение запаса млн.м3 24,9 26,5 27,8 32,1  
6. Средний запас насаждений м3/га 148 196 206 209  
7. Средний возраст лет 44 52 53 54  
8. Среднее изменение запаса на 1 га м3   3,8 3,9 3,9  
9. Средняя полнота   0,7 0,71 0,71  
10. Объем расчетной лесосеки, тыс.куб.м 5496 8896,8 10396,2 11259,4
11. Фактическое освоение тыс.куб.м 4779 7338,5 9066,7 9100
% использования расчетной лесосеки % 86,9 82,5 87,2 80,8

 

Что касается вопросов, поднятых в обращении. Ряд из них не относится к сфере регулирования рассматриваемого кодекса. В частности, Лесной кодекс не регулирует вопросы изъятия и передачи земельных участков из состава земель лесного фонда под застройку и другие виды использования, не связанные с ведением лесного хозяйства. Эти вопросы регулируются Кодексом Республики Беларусь о земле и Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Помимо этого в Классификации земель нет такого вида земель, как ценные лесные земли.

Проектом Кодекса не изменен механизм определения мест рубок леса и их передачи для осуществления рубок. Как и ранее определение мест рубок леса будет осуществляться в соответствии с лесоустроительными проектами, разрабатываемыми на 10-летний период и проходящими государственную экологическую экспертизу. Поэтому нет никаких предпосылок делать заключения о том, что по решению местных органов власти леса будут вырубаться, не взирая «на Их возраст и особенности.

Также проектом Кодекса не определяются критерии для выделения категорий природоохранных, рекреационных-оздоровительных и защитных лесов, поэтому он не может существенно смягчить эти критерии. Критерии выделения природоохранных лесов устанавливаются законодательством об особо охраняемых природных «территориях, об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, иным законодательством в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Критерии выделения защитных лесов устанавливаются, в частности, законодательством об охране и использовании вод.

Что касается рекреационно-оздоровительных лесов. Действительно, принятие нового Лесного кодекса приведет к некоторому сокращению таких лесов. При этом обращаем внимание на два аспекта:

  1. Ныне площадь таких лесов завышена более чем в два раза, по сравнению с нормативами, предусмотренными ТКП 45-3.01 .—116—2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»; По этим нормативам площадь лесопарков должна составлять порядка 125 тыс. га, площадь лесов пригородных зон — 956 тыс. га.
  2. Президенту Республики Беларусь проектом Лесного кодекса предоставлено право увеличивать площадь таких лесов при утверждении градостроительных проектов.

Поэтому однозначно говорить о резком сокращении рекреационно-оздоровительных лесов нет оснований.

Помимо этого обращаем внимание на то, что у нас все леса находятся в исключительной собственности государства и, в отличие от других стран, где леса находятся большей частью в частной собственности, у нас нет запрета на нахождение граждан в лесу (за исключением пожароопасного сезона). Поэтому любой гражданин может поехать в лес в любую точку республики и отдыхать там, любоваться природой, собирать дары леса, то есть пользоваться лесом в любых целях, в том числе и рекреационно-оздоровительных.

При принятии нового Кодекса площадь эксплуатационных лесов возрастет с 47,9 % до .57,7 %, а не до 70 — 80 %, указанных в Вашем обращении.

РУП «Белгослес» произведены прогнозные расчеты изменений площади лесного фонда по новым (ожидаемым в связи с принятием Лесного кодекса) категориям защитности лесов. Ниже в таблице приведены результаты этих расчетов, а также информация по другим государствам (по зарубежным странам сведения представлены’ этими странами и включены в отчет ФАО ООН «Глобальная оценка лесных ресурсов 2010 года»).

 

    Функции лесов в °/ о от площади лесного фонда  
Страны Произ­водство Защита почв и вод Сохране­ние биораз­нообразия Соци­альные услуги Многоце­левое лесополь­зование _ Про­чее Отсутст­вует или неизвест­но
Беларусь 57,7 17,8 18,1 2,9 3,5 0 0
Литва 73 10 9   8 0 0
Латвия 79 4 15 2 0 0 0
Эстония 66 12 9 0 13 0 0
Украина 46 31 4 19 0 0 0
Польша 40 20 5 11 1 5  • 18
Финляндия 87 0 9 сведения

не

представ­лены

4 0 0
Швеция 74 сведения

не

представ­лены

10 0 15 0 0
РФ 51 9 2 2 10 26 0
Европа (без учета РФ) 57 п,з 12,3 3,3 15,1 1,0 0

Что касается общественного обсуждения проекта Лесного кодекса. Законопроект размещен с 3 июня 2015 года на сайте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и доступен любому гражданину Республики Беларусь. Время, в течение которого можно было представить свои замечания и предложения, значительно превышает предлагаемые Вами 30 дней. За прошедшее время никаких замечаний и предложений по проекту Лесного кодекса Республики Беларусь от общественности не поступало. В настоящий момент законопроект окончательно подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Оснований не рассматривать законопроект на пленарном заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь нет.

 

С уважением, Председатель Постоянной комиссии                                                     С.М.Коноплич